Самый мощный германский тяжелый танк, принимавший участие во второй мировой войне. Отличался оптимальным соотношением толщин лобовой брони корпуса и башни. На дистанции прямого выстрела подкалиберныи снаряд его 88-мм пушки поражал все типы танков воюющих стран. С октября 1943 по март 1945 года фирмами Henschel и Wegmann изготовлено 487 танков.
Pz.VIB — единственный выпускавшийся вариант. Первые 50 танков имели башни конструкции «Порше» с лобовой броней 107 мм и оборудование для подводного вождения. На остальных машинах устанавливались башни типа «Хеншель». Вместо бинокулярного стали ставить монокулярный телескопический прицел TZF 9d/1. Вносились и другие более незначительные изменения.
Тяжелый Танк Pz VIB «Тигр II» (Pz.Kpfw.VIB)
«Тигр II» (или «Королевский тигр») поступал в тяжелые танковые батальоны вместо Pz.VIE. В некоторых частях на вооружении состояли тот и другой. На Восточном фронте «Тигр II» впервые был применен 13 августа 1944 года во время атаки на Сташув (Польша, район Сандомирского плацдарма). «Королевские тигры» из 501-го тяжелого танкового батальона попали в засаду 53-й гвардейской танковой бригады и приданных ей артиллерийских частей усиления (более 200 стволов калибра от 57 до 152 мм). По советским данным, было подбито 24 «тигра», по немецким — 11. Три танка захватили в совершенно исправном состоянии.
Примерно в это же время пошли в бой Pz.VIB и на Западном фронте, 503-й тяжелый танковый батальон атаковал «шерманы» 148-го королевского танкового полка.
Основным средством борьбы с «Королевскими тиграми» на Западе стала авиация. Только за один день 18 июля 1944 года 503-й батальон бомбили 2100 союзных самолетов.
На 1 марта 1945 года в строю находилось еще 226 танков «Тигр II».
На базе Pz.VIB cтроились самоходно-артиллерийские установки и командирские танки.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА PzKpfw.VIB «Tiger II»
БОЕВАЯ МАССА |
69,4 т |
ЭКИПАЖ | 5 чел. |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ |
Длина — |
ВООРУЖЕНИЕ | 1 пушка KwK 43 калибра 88 мм, 2 х 7,92 мм MG34 |
БОЕКОМПЛЕКТ | 72 выстрела и 5850 патронов |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ |
телескопический прицел TZF 9b |
БРОНИРОВАНИЕ | лоб — 150 мм борт — 80 мм корма — 80 мм крыша — 40 мм днище — 40 мм башня — 40-180 мм |
ДВИГАТЕЛЬ | Maybach HL 210 Р45 12-цилиндровый, карбюраторный, V-образный, жидкостного охлаждения, 650 л.с. (478 кВт) при 2600 об/мин, V=23 095 см3 |
ТРАНСМИССИЯ: | многодисковый главный фрикцион с трением в масляной ванне; безвальная коробка передач (8+4); планетарные механизмы поворота, бортовые передачи |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ |
24 опорных катка в четыре ряда на борт, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска—индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 96 траков шириной 818 мм. |
СКОРОСТЬ | макс.: 41,5 км/ч |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ |
170 км. |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ |
угол подъема, град. — 35,ширина рва, м — 2,5: высота стенки, м — 0,85, глубина брода — 1,6 м. |
СРЕДСТВА СВЯЗИ |
коротковолновая радиостанция Fu 5 |